Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

"Ростех" провел инновагоны через правительство

Дмитрий Медведев согласился сохранить для них тарифные льготы

Как выяснил " Ъ«, государство сохранит тарифные льготы на 8 млрд руб. в год для более грузоподъемных инновационных вагонов: премьер Дмитрий Медведев согласился с предложением контролирующего Уралвагонзавод «Ростеха». Вопрос об отмене скидок возник, когда ОАО РЖД начало искать средства для покрытия дефицита финансирования. ФАС предлагала отменить все льготы. Но в итоге монополия лишь соберет 60-70 млрд руб. с владельцев всех типов полувагонов, повысив им оплату за порожний пробег.

Дискуссия о судьбе тарифных льгот, по которым порожний пробег инновационных вагонов (с нагрузкой 25 тонн на ось) обходится на 11-27% дешевле, чем у типового парка, завершилась победой вагоностроителей. «Ъ» удалось ознакомиться с письмом главы «Ростеха» (владеет выпускающим инновагоны Уралвагонзаводом, УВЗ) Сергея Чемезова Дмитрию Медведеву от 26 октября с просьбой сохранить скидку.

ФАС с 2015 года пытается отменить ее и возобновила усилия на фоне дискуссии о финансировании долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО РЖД до 2025 года. Отмена льгот принесла бы монополии 8 млрд руб. в год. Но для УВЗ, пишет Сергей Чемезов, это приведет к потере заказов на 20 млрд руб. в год, сокращению более 5 тыс. человек, «утрате компетенций» и неисполнению поручений президента. Премьер поставил резолюцию «согласен». В «Ростехе» подтвердили подлинность письма. В аппарате премьера от комментариев отказались. Источник в аппарате правительства подтвердил, что письмо есть.

Скидка на порожний пробег введена как компенсация меньшего воздействия инновагонов на пути. В 2013 году ОАО РЖД признало воздействие ряда таких моделей Тихвинского вагоностроительного завода ОВК более щадящим, чем у типового парка, и им оформили скидку к тарифу. В 2014 году льготы получил УВЗ, в 2017 году — «Алтайвагон». Но ФАС в 2015 году оспорила скидки, а в интервью «Ъ» 29 сентября глава службы Игорь Артемьев подчеркивал, что не верит в непредвзятость испытаний, и требовал независимой экспертизы. В ФАС не пояснили, собирается ли служба настаивать на своем.

Дискуссия об отмене льготы возобновилась после того, как ОАО РЖД решило собрать для ДПР еще 60-70 млрд руб. за счет платы за порожний пробег: предлагалось либо повышение тарифа для всех, либо отмена скидок для инновагонов. В правительстве склонялись к повышению платы для всех (см. «Ъ» от 30 октября). Союз операторов железнодорожного транспорта писал премьеру, что льготы для инновагонов выгодны угольным экспортерам, но доходная ставка ОАО РЖД от таких перевозок в 2,5 раза ниже средней себестоимости перевозки, а потери компании на фоне роста иннопарка дойдут до 15- 18 млрд руб. в год. Объединение вагоностроителей, напротив, доказывало, что за счет повышенной грузоподъемности инновагоны в этом году добавят к экспорту 13 млн тонн, что эквивалентно экономии вложений в пропускную способность дорог в 107 млрд руб. Источник «Ъ» в аппарате правительства говорит, что «поручено выработать согласованные решения по всем тарифам, в том числе и на порожний пробег».

К концу 2025 года накопленный экономический эффект от эксплуатации инновагонов (25 тонн на ось) превысит 1 трлн руб., подсчитало INFOline ( исследование есть у «Ъ»), а в 2013-2018 годах этот эффект уже превысил 130 млрд руб. за счет вывоза 29 млн тонн дополнительных грузов в условиях инфраструктурных ограничений. К позитивным эффектам исследование относит и рост надежности сети за счет увеличенного межремонтного пробега, снижение затрат на инфраструктуру (7,5 млрд руб. в 2017 году) и дополнительную тарифную выручку ОАО РЖД. Инновагоны позволили увеличить экспорт угля в 2017 году на 9 млн тонн, что принесло в виде налогов более 1,6 млрд руб., а угольщики экономили на маршрутах из Кузбасса на Дальний Восток в среднем до 200 руб. на тонну.

«ФАС может инициировать повторную экспертизу, но уже проведенные исследования подтверждают готовность сети к тяжеловесному движению», — полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В то же время 18 октября ИПЕМ сообщал, что, согласно опросу в сегменте горно-металлургических грузов, 89% компаний не видят необходимости в вагонах повышенной грузоподъемности. Глава группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов отмечает, что эффект от инновагонов особенно заметен на узких участках инфраструктуры, а также там, где погрузочные станции не могут принимать длинные составы. Но, уточняет эксперт, целесообразность инновагонов зависит от их цены, а она «неоправданно высока».

Источник: Коммерсантъ

Все новости