Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

Полувагоны возвращают позиции

Их парк вырос до полумиллиона

Парк полувагонов, заметная часть которого была ускоренно списана в кризисные годы, вновь вернулся к прежним размерам: в феврале - марте он превысил 500 тыс. штук. В отрасли, впрочем, не считают это пока признаком профицита. Рост ставок на предоставление вагонов на рынке объясняют по-разному, но сходятся в том, что они будут определяться динамикой погрузки ОАО РЖД, скоростью движения на сети и темпами закупки нового и списания старого подвижного состава.

По данным "Ъ", парк полувагонов в РФ (самый распространенный тип вагонов) вернулся к объемам двухлетней давности и в феврале - марте превысил 500 тыс. штук. В ОАО РЖД подтвердили эту цифру. Последний раз такой объем парка был зафиксирован в марте 2016 года - к тому моменту он уже пошел на спад после вступления в силу в январе запрета эксплуатации старых вагонов. Максимальных значений парк полувагонов, по разным оценкам, достигал в конце 2014-го - начале 2015 года (560-570 тыс. штук). Тогда ажиотажные закупки подвижного состава на фоне падения грузопотока привели к резкому обвалу ставок предоставления полувагонов, достигших в 2015 году 400 руб. за вагон в сутки. После списания почти 215 тыс. вагонов в 2015-2016 годах ставка пошла вверх, достигнув в среднем по 2017 году 1,4 тыс. руб. за вагон в сутки, и продолжила подниматься из-за резкого роста маржинальности перевозок угля. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что доходность оперирования в сегменте сохраняется на уровне 2,2-2,4 тыс. руб. в сутки.

Параллельно растут цены на новые вагоны.

По оценкам ИПЕМа, за первый квартал 2018 года цены на грузовые вагоны выросли на 9,3% к тому же кварталу 2017 года. По прогнозам ИПЕМа, цены на подвижной состав продолжат расти под влиянием роста погрузки и спроса. В ОАО РЖД замечают, что постоянное повышение стоимости новых вагонов зависит не только от спроса, но и от цены комплектующих, в первую очередь колес и литья.

Участники рынка, опрошенные "Ъ", разошлись во мнениях о том, как будет вести себя ставка предоставления полувагонов к концу 2018 года. Источник "Ъ" на рынке уверен, что не стоит ожидать снижения, так как погрузка растет, но скорость перевозки грузов падает. Другой собеседник " Ъ", напротив, уверен, что к концу года следует ожидать корректировки ставок вниз: при производстве около 30 тыс. полувагонов списание в лучшем случае составит 15 тыс. штук, а темпы роста погрузки "не будут аналогичны 2017 году" (по прогнозам ОАО РЖД, по 2018 году 1,8- 3% против 3,2% в 2017 году). Другой источник " Ъ" соглашается, что по мере насыщения рынка новым подвижным составом ставки снизятся до уровня 1,1 тыс. руб. в сутки на типовой полувагон, а выпуск - до 25- 30 тыс. штук в год. Источник " Ъ" среди операторов говорит, что осенью грузопоток традиционно увеличится, но к этому моменту рабочий парк полувагонов вырастет на 2-3%, поэтому рынок стабилизируется и ставки могут снизиться.

В ОАО РЖД говорят, что анализ рынка показывает, что сохраняется ценовая проблема доступности полувагона, особенно в сегменте строительных грузов и других низкодоходных грузов. "Всем участникам рынка нужно более активно работать с эффективностью: высокая ставка за полувагон свидетельствует о том, что спрос по-прежнему выше предложения, - говорят там. - Резервы есть, например простои на путях предприятий, и грузовладельцам нужно их использовать". Там отмечают, что, со своей стороны, ОАО РЖД эффективность повышает: за три года участковая скорость выросла на 15%, простой вагона снижен почти на 25%. Источник " Ъ", близкий к профильному ведомству, уверяет, что сейчас профицита полувагонов нет.

Михаил Бурмистров прогнозирует, что по итогам апреля парк полувагонов составит 506 тыс. штук, а к концу 2018 года превысит 520 тыс. вагонов, что соответствует уровню сентября 2015 года. В течение всего 2018 года будет сохраняться дефицит парка, а в связи с ограниченными возможностями инфраструктуры и ограничениями для грузового движения во время проведения чемпионата мира по футболу средняя скорость передвижения полувагонов в 2018 году будет не менее чем на 5% ниже, чем в 2017 году, заключает эксперт.

Источник: Коммерсантъ

Все новости