Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

Слияние с потерями

Крупнейшие производители поездов Siemens и Alstom объединяются, чтобы противостоять китайским конкурентам

Германская Siemens и французская Alstom подписали меморандум, предусматривающий объединение мощностей по производству поездов, сообщила французская компания. Согласно документу, 50% капитала Alstom будет принадлежать Siemens, в обмен немецкая компания передаст в совместное предприятие свои мощности по производству поездов и сигнализационного оборудования. Возглавит объединенную компанию гендиректор Alstom Анри Пупар-Лафарж.

Французские власти, владеющие 20% акций Alstom, планируют выйти из капитала предприятия до 17 октября. Закрытие сделки запланировано на конец 2018 г. До ее завершения изменений в оперативной деятельности компаний не планируется, уточнил представитель Siemens. Конкурировать компании собираются с китайской госкорпорацией CRRC, говорится в заявлении Alstom. По прогнозам сторон, выручка нового предприятия составит 15,3 млрд евро, скорректированная EBIT - 1,2 млрд евро. Французская сторона будет ежегодно вкладывать в проект 7,3 млрд евро, германская - 7,8 млрд евро. Эффект от объединения компании рассчитывают получить через четыре года - синергия оценивается в 470 млн евро ежегодно. Появление доминирующего игрока в Азии сказалось на динамике глобального рынка (см. врез), приводит Siemens объяснение гендиректора компании Джо Кэзера. По его словам, новый европейский лидер сможет составить китайской CRRC конкуренцию.

Против кого объединились

В 2015 г. два китайских производителя поездов - CSR и CNR объединились, создав корпорацию CRRC. Суммарная стоимость активов обеих компаний составила $46,9 млрд, а суммарный оборот - $33,7 млрд.

В России Alstom владеет 33% крупнейшего производителя локомотивов - "Трансмашхолдинга" (другие акционеры - структуры Искандера Махмудова и Андрея Бокарева), Siemens владеет 50% его конкурента - "Уральских локомотивов" (вторая половина компании у группы "Синара" Дмитрия Пумпянского). Немецкий концерн также занимался разработкой поездов "Ласточка" и скоростных "Сапсанов", а Alstom - составов "Аллегро", курсирующих между Санкт-Петербургом и Хельсинки.

Кроме того, " Трансмашхолдинг " и Alstom, а также "Синара" и Siemens занимаются совместным производством поездов. Пока компании ведут переговоры о механизмах объединения, говорит президент Alstom в России Филипп Пегорье. Поскольку российский рынок является перспективным для обоих предприятий, предполагается, что в обсуждении примут участие и российские власти, добавил он. Компании с французским и немецким участием, по словам Пегорье, делят российский рынок локомотивов в соотношении 80 на 20% соответственно.

Сделку уже одобрили регуляторы Германии и Франции. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ходатайство о согласовании сделки по слиянию Siemens и Alstom пока не получала, заметила начальник управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова. Но если в результате сделки произойдет изменение структуры владения российскими компаниями, она потребует предварительного согласования с ведомством, обратила внимание Галимханова. По антимонопольному законодательству, может потребоваться согласование сделки, если изменение в уставном капитале компаний произойдет более на 25%. Скорее всего, объединенной компании придется выйти из какого-то актива, уверен управляющий партнер адвокатского бюро "Вишневский и партнеры" Герман Вишневский. Источник, близкий к сторонам сделки, говорит, что компании выходить из своих российских активов пока не планируют.

На европейском рынке компании смогут сфокусироваться не на борьбе между собой, а на вытеснении китайского производителя, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. В России, по его словам, сделка может изменить расстановку сил в отрасли. "Сейчас компании, в капитале которых присутствуют Siemens и Alstom, создают конкуренцию на рынке - и это устраивает ФАС и покупателей", - говорит эксперт. Итоговое решение зависит от их российских бизнес-партнеров.

Источник: Ведомости

Все новости