Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

Профессионалы закупок

23.11.2015

ОАО «Торговый дом РЖД» уже 20 лет работает в структуре холдинга «РЖД». В ходе реформирования отрасли, а затем и холдинга, ТД РЖД стал основным поставщиком нового подвижного состава и материально-технических ресурсов для РЖД и дочерних компаний, а также единственным подразделением, отвечающим за сбор и реализацию металлолома на железнодорожной сети. Сейчас ТД РЖД — важное звено закупочной деятельности холдинга «РЖД». Компания включена в перечень крупнейших заказчиков среди госкомпаний. О компетенциях ТД РЖД, особенностях работы и основных задачах на ближайшее будущее рассказывает генеральный директор ОАО «ТД РЖД» Кирилл Воронин.

На максимальный результат

Закупочная деятельность холдинга «РЖД» — это целый комплекс процедур, который включает в себя несколько этапов. Зона ответственности специалистов ТД РЖД в цепочке закупок начинается со сбора заявок от РЖД и дочерних компаний, из которых формируется план закупок. Фактически задача ТД РЖД состоит в том, чтобы максимально эффективно организовать сам процесс закупки: провести мониторинг цен, организовать конкурсные процедуры, заключить договор, обеспечить своевременную поставку продукции и проконтролировать её качество.

ТД РЖД действует в строгом соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и с внутренними регламентами РЖД, поэтому все процедуры и их результаты максимально открыты и прозрачны. В настоящее время постепенно растёт доля закупок через открытые конкурсные процедуры, в том числе открытые конкурсы и аукционы, запросы предложений и другие. Закупочные цены всегда устанавливаются на минимальном уровне, который определяется на основе системного мониторинга цен на рынке. Второй важный фактор — проведение в постоянном режиме переговоров с ключевыми поставщиками. Это позволяет ТД РЖД поставлять продукцию для холдинга «РЖД» по ценам ниже средних по рынку.

Повышение эффективности закупочной деятельности холдинга — это комплексная задача, поэтому структура работы ТД РЖД построена таким образом, чтобы в своей области компетенции вносить в эту цепочку максимальный результат.

Строго по закону

В начале текущего года был внесён ряд изменений в федеральный закон № 223-ФЗ. В частности, установлена обязанность заказчиков определять объём и номенклатуру закупок товаров, работ, услуг, в которых будут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), а также обеспечивать закупки у МСП в рамках установленной квоты. Правительство РФ будет контролировать соблюдение этих квот с 2016 года через АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». В октябре 2015 года президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров и генеральный директор АО «Корпорация «МСП» Александр Браверман подписали соглашение о взаимодействии с целью привлечения субъектов МСП к закупкам холдинга «РЖД».

ТД РЖД полностью готов соблюдать данные требования и уже провёл необходимые изменения в закупочной деятельности. С 2016 года компания будет ежегодно закупать не менее 10% продукции через конкурсные процедуры, участниками которых может быть только малый или средний бизнес, а общий объём закупок у данной категории российских предпринимателей составит не менее 18%. Конечно, специфика отрасли такова, что самые крупные и дорогостоящие материально-технические ресурсы (МТР), так же как и подвижной состав, компания закупает напрямую у производителей. Однако был проведён анализ рынка, на основании которого ТД РЖД отобрал категории товаров и услуг, поставки которых на конкурентной основе могут осуществлять малые и средние предприниматели. При этом сама конкурсная процедура может быть любая — конкурс с предварительным квалификационным отбором, открытый конкурс, запрос предложений, — торги проводятся только среди МСП.

В соответствии с внутренними регламентами холдинга ТД РЖД согласовывает общий план закупок с Центром организации закупочной деятельности РЖД. Затем данные о доле закупок у малого и среднего бизнеса будут предоставляться АО «Корпорация «МСП».

Особые приоритеты

Вне зависимости от того, кто выступает поставщиком ТД РЖД — крупные производители или МСП, — главным требованием является гарантия качества, так как большая часть закупаемой продукции напрямую влияет на организацию бесперебойного перевозочного процесса и безопасность движения поездов.

Одно из наиболее трудоёмких направлений закупочной деятельности Т. Д. РЖД — новый подвижной состав. Холдинг «РЖД» формирует корпоративный заказ, на основании которого специалисты ТД РЖД проводят конкурсные процедуры и заключают договоры с производителями на чётко определённых холдингом условиях по типу техники и срокам её поставки, а затем контролируют своевременное исполнение договорных обязательств, в том числе и по качеству.

В процессе разработки новых образцов подвижного состава создаются специальные комиссии и рабочие группы, в которые входят представители РЖД, специалисты ТД РЖД, научных отраслевых институтов и производители инновационной техники. Сначала производитель создаёт опытный образец для прохождения тестовых испытаний. В случае успеха изготавливается опытная партия подвижного состава, и если машина хорошо себя зарекомендовала, её запускают в серию. При этом ТД РЖД обеспечивает поставку как опытных образцов, так и серийных партий.

ТД РЖД контролирует качество нового подвижного состава в процессе гарантийной эксплуатации техники. Специалисты компании собирают и анализируют информацию обо всех внеплановых ремонтах и повторяющихся дефектах, а затем в случае необходимости Т. Д. РЖД выставляет производителям финансовые претензии и обеспечивает продление сроков гарантийной эксплуатации. Новые образцы подвижного состава проходят процедуру верификации, то есть сравнение эксплуатационных показателей надёжности с заданными в технических условиях. В настоящее время таким образом оцениваются несколько новых серий локомотивов. В течение трёх месяцев проводятся испытания партии локомотивов по ключевым показателям: коэффициенту внутренней готовности и показателю безотказности. Если партия не выдерживает испытания хотя бы по одному из показателей, то её дорабатывают и продлевают срок проведения испытаний ещё на три месяца. Если опять выявлены недоработки и за следующие семь месяцев машина опять не проходит испытания, вся партия локомотивов возвращается на завод и договор поставки расторгается. Эффективность и перспективы нового инструмента контроля уже оценили в РЖД, и компания одобрила внесение процедуры верификации в договоры поставки нового подвижного состава.

При закупке материально-технических ресурсов риски несоответствия качества продукции сведены к минимуму, так как ТД РЖД в обязательном порядке требует от поставщиков предоставить соответствующие сертификаты качества. Кроме того, большая часть продукции закупается на условиях 45-дневной отсрочки оплаты, что позволяет оценить качество продукции до проведения окончательных расчётов с поставщиком.

В ТД РЖД работают профессионалы разнообразного профиля. Это специалисты по организации цепочки снабжения по направлениям поставки подвижного состава, МТР, металлолома, внешнеэкономической деятельности, юристы, маркетологи, финансисты, специалисты по организации закупок, сопровождению и развитию корпоративной системы управления и многие другие. Такая команда обеспечивает ТД РЖД высокие компетенции в своей сфере деятельности.

Экономия на каждом этапе

Важнейшей задачей холдинга «РЖД» является повышение эффективности закупок. Для того чтобы снизить закупочные цены до минимального уровня и не допустить их необоснованного повышения со стороны поставщиков, ТД РЖД оперативно отслеживает изменения конъюнктуры рынка, проводя постоянный мониторинг уровня цен. В результате фактические показатели роста цен в 2015 году на закупаемую для нужд предприятий холдинга продукцию находятся ниже данных официальных источников статистической информации. Если рыночная цена на МТР начинает снижаться, ТД РЖД инициирует переговоры с поставщиками по пересмотру цен на закупаемую продукцию. При таком подходе поставщикам, завышающим цены, просто неинтересно работать с ТД РЖД.

Источник: Гудок

Все СМИ о нас