Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

Кирилл Воронин: Мы готовы работать с максимально широким кругом поставщиков

01.09.2015

ОАО «ТД РЖД» — главный поставщик материально-технических ресурсов для дочерних компаний ОАО «РЖД» — в этом году отмечает 20-летие. Генеральный директор компании Кирилл Воронин уверен, что предприятие сохранит и усилит свои лидерские позиции в условиях продолжающейся структурной реформы отрасли.

«Транспорт»: ОАО «ТД РЖД» не только ключевой элемент снабжения ОАО «РЖД» и дочерних предприятий, но и один из крупных игроков на открытом рынке. Какова пропорция между этими областями деятельности Вашей компании? Различаются ли подходы при осуществлении взаимодействия внутри холдинга и за его пределами?

— ОАО «ТД РЖД» осуществляет поставки МТР 46 дочерним компаниям ОАО «РЖД» — это наше основное направление деятельности. В рамках реорганизации ОАО «РЖД» из состава холдинга выходят дочерние компании, часть из которых остаются клиентами ОАО «ТД РЖД» — например, ОАО «Рославльский ВРЗ», ОАО «Красноярский ВРЗ» и др. Одновременно мы работаем с крупными независимыми компаниями — ОАО «Муромский стрелочный завод», АО «УБТ-Уралвагонзавод», ГУП «Московский метрополитен» и т. д. Основное преимущество ОАО «ТД РЖД» — конкурентоспособные цены. Так, например, у нас есть прямые контракты с АО «ВМЗ» и ОАО «ЕВРАЗ НТМК» на поставку цельнокатаных колес, с ОАО «ММК-Метиз» — на поставку метизной продукции и с другими производителями, что позволяет поставлять продукцию нашим потребителям по ценам ниже средних по рынку.

В настоящий момент доля независимых компаний в общем объеме продаж МТР ОАО «ТД РЖД» составляет около 10%, остальное — дочерние общества ОАО «РЖД». Мы планомерно увеличиваем долю внешних потребителей как за счет роста поставок независимым компаниям, так и за счет привлечения выводимых из состава холдинга «РЖД» дочерних обществ.

ОАО «ТД РЖД» не делает различий в подходах при работе с дочерними обществами ОАО «РЖД» и внешними потребителями. Мы осуществляем поставки МТР по агентской схеме, размер агентского вознаграждения составляет 1,5%. Благодаря большому товарообороту мы успешно работаем с таким низким процентом вознаграждения, который не может себе позволить ни одна другая торговая компания.

«Транспорт»: Одним из инструментов повышения конкурентоспособности является информированность о реалиях рынка, уровне цен и т. д. Мониторинг рынка производителей и поставщиков выведен в ОАО «ТД РЖД» на системный уровень. Можно ли более подробно рассказать о принципах, на которых он осуществляется, методике и технологии его проведения? Насколько гибкой может быть рыночная политика ОАО «ТД РЖД»?

— Действительно, у нас создано специальное структурное подразделение — Департамент маркетинга и ценообразования, который осуществляет постоянный мониторинг уровня цен на рынке. Сотрудники Департамента материально-технического обеспечения также внимательно отслеживают текущую ситуацию на рынке МТР. Если рыночная цена МТР начинает снижаться, мы инициируем переговоры с поставщиками по пересмотру цен на закупаемую продукцию. ОАО «ТД РЖД» работает, в основном, с крупными производителями, которые идут нам на встречу, если появляется возможность снизить цены.

Результатом этой работы является значительная экономия средств дочерних компаний ОАО «РЖД». На протяжении 2013–2014 годов в соответствии с распоряжениями премьер-министра России Д. А. Медведева и президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина проводилась работа по снижению закупочных цен на МТР по отношению к предыдущему году минимум на 10%. И ОАО «ТД РЖД» по большей части номенклатуры справлялось с этой задачей достаточно успешно. К сожалению, ситуация в России, сложившаяся в конце 2014 года, изменила данную динамику. Цены на некоторые виды МТР росли неконтролируемыми темпами и, чтобы не останавливать отгрузки и работу дочерних обществ ОАО «РЖД», мы были вынуждены повышать закупочные цены.

При этом необходимо отметить, что на фоне подорожания, например, металла в среднем на 20–40%, ОАО «ТД РЖД» приложило максимум усилий для недопущения необоснованного завышения цен. После анализа изменений конъюнктуры рынка МТР совместно с Департаментом экономики ОАО «РЖД» было принято решение о повышении закупочных цен на материалы, которые производятся в России, от 5 до 12%, а на материалы, которые производятся за границей, до 34,5%. Это позволило сдержать рост цен на МТР для холдинга «РЖД».

Сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию, внутренние цены на металл пошли вниз и мы уже провели переговоры со своими крупнейшими поставщиками — ОАО «БМК», ОАО «ММК-Метиз», ОАО «Северсталь-Метиз» — о снижении цен на металлическую продукцию.

«Транспорт»: Периодически в ходе отраслевых дискуссий и обсуждений рассказывают истории о том, что, например, надрессорная балка на рынке стоит чуть ли не кратно меньше, чем ее стоимость, указанная в документах ремонтных компаний или установленная ОАО «ТД РЖД». Понятно, что это весьма субъективные суждения. Но действительно ли возможно возникновение столь серьезной разницы и как определяется стоимость тех или иных МТР?

— Цены на большую часть номенклатуры МТР, которые закупает ОАО «ТД РЖД», определяет свободный рынок. При этом позиция крупного потребителя позволяет нам приобретать часть номенклатуры по ценам ниже среднерыночных. А системная работа по мониторингу рынка МТР и постоянный диалог с основными поставщиками помогают быстро и гибко реагировать на любые изменения ситуации.

Но, как на любом рынке, здесь случаются временные перекосы, вызванные, в первую очередь, дефицитом предложения. Такая ситуация сложилась с поставками надрессорной балки и боковой рамы в 2012–2013 годах. Спрос со стороны вагоноремонтных предприятий и производителей грузовых вагонов значительно превысил производственные возможности в России, что привело к дефициту и многократному росту цен. Для того, чтобы обеспечить потребности дочерних обществ ОАО «РЖД», мы были вынуждены в тот момент закупать данную продукцию в Китае и на Украине. Но это было временное явление, в настоящий момент цены значительно снизились.

«Транспорт»: Очень важен вопрос качества закупаемой продукции. Одна из актуальнейших проблем — борьба с контрафактом. Как решает ее ОАО «ТД РЖД»? Можно ли, по Вашему мнению, использовать этот опыт для повышения эффективности борьбы с контрафактом на российском рынке в целом?

— Основным условием поставки закупаемых ОАО «ТД РЖД» МТР является наличие сертификатов — обязательных или добровольных. Поэтому у нас не было случаев закупки контрафактной продукцией. Конечно, иногда возникают претензии к качеству поставляемой продукции, но они решаются в рамках договорных отношений.

У ОАО «ТД РЖД» нет обязательства закупать продукцию напрямую у производителя. Наоборот, мы готовы работать с максимально широким кругом поставщиков, но только при условии наличия необходимых сертификатов. В холдинге «РЖД» сейчас ведется активная работа по привлечению малого и среднего бизнеса к закупкам. ОАО «ТД РЖД» утвердило группы материалов, поставки которых могут осуществлять только малый и средний бизнес. Но будущий поставщик обязан подтвердить, что у него есть договоры с производителем и соответствующие сертификаты — мы это очень внимательно отслеживаем.

«Транспорт»: В чем, на Ваш взгляд, преимущества работы ОАО «ТД РЖД» в сравнении с другими компаниями, которые также позиционируют себе в качестве крупных поставщиков МТР? Какие факторы обеспечивают эффективность системы закупки компании?

— Главное преимущество ОАО «ТД РЖД» — это команда профессионалов со знанием рынка МТР и потребностей наших клиентов и большим опытом в организации эффективной цепочки снабжения.

Несомненными преимуществами компании перед другими поставщиками МТР являются низкая агентская комиссия, которая составляет всего 1,5%, и одобренные кредитные линии с низкими процентными ставками, благодаря чему мы можем осуществлять поставки точно в срок.

Повысить эффективность закупочной деятельности ОАО «ТД РЖД» помогает использование современных информационных технологий. Внедрение системы управления процессом снабжения на базе SAP R/3 позволило автоматизировать процессы сбора и обработки заявок, учета результатов проведения конкурсных процедур и другие операции, сократив время обработки информации сотрудниками компании. Для клиентов на нашем сайте создана портальная часть, где представлена полная информация о плане закупок, прохождении конкурсных процедур, заключении договоров, сроках отгрузки и т. п.

«Транспорт»: Каковы основные направления развития данного сегмента деятельности ОАО «ТД РЖД»? Какие задачи стоят перед компанией?

— Основное направление развития для нас — это рост объема поставок независимым компаниям, которым ОАО «ТД РЖД» может предложить конкурентоспособный уровень цен на МТР и эффективный процесс организации снабжения. К примеру, у нас большие компетенции и налаженное взаимодействие с производителями запасных частей для грузовых вагонов, которые мы можем поставлять операторам грузовых вагонов.

Другая важная задача ОАО «ТД РЖД» — увеличение поставок строительных материалов на полигон Восточно-Сибирской железной дороги для обеспечения потребностей АО «РЖДстрой», которое сейчас ведет работы по модернизации БАМа и Транссиба.

В целом направление материально-технического обеспечения в ОАО «ТД РЖД» — одно из самых быстро растущих. В 2014 году ассортимент закупаемой продукции увеличился по сравнению с предыдущим годом в два раза — до 8 тыс. позиций. В 2013–2014 годах ОАО «РЖД» передало нам снабжение Дирекции медицинского обеспечения — это новая компетенция компании. Мы готовы работать во многих направлениях и осваивать новые рынки.

Источник: Транспорт

Все СМИ о нас