Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

В новый год – с новыми правилами закупки

17.12.2014
В конце октября редакция журнала «РЖД-Партнер» провела уже второй семинар на тему «новые принципы и правила закупочной деятельности ОАО «РЖД». Эксперты рассказали не только о нововведениях, но и о тех ошибках, которые чаще всего допускают претенденты на звание «поставщик РЖД»

Торг уместен

В настоящее время закупочная деятельность РЖД осуществляется на основании требований федеральных законов № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также в рамках Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД». Новая редакция этого документа (размещена на сайте ОАО «РЖД») вступает в силу 1 января 2015 года.

Приоритетными способами закупки определены открытые конкурсы и аукционы в электронной форме. Основной принцип, положенный в основу обновленного Положения, — формирование плана закупок. «Он может корректироваться один раз в месяц, однако составляется на год. А в некоторых случаях, например при закупке лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции, — на 5–7 лет, в зависимости от категории товаров, подлежащих закупке. В то же время если речь идет о закупке на сумму менее 500 тыс. руб. или о тех товарах, которые составляют государственную тайну, то такие закупки не включаются в план», — пояснила начальник отдела нормативно-правового регулирования закупочной деятельности Центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД» Александра Шварева.

Добавим, что план закупок формируется на основании инвестиционной, ремонтной и иных программ, которые отражают постоянно оптимизируемые производственные планы холдинга. Затем он размещается в единой информационной системе и на официальном сайте ОАО «РЖД». А. Шварева подчеркнула, что в план закупок включаются сведения о наименовании заказчика, предмете договора, минимально необходимых требованиях к участникам конкурса, о количестве товаров, работ, услуг, регионе поставки, о начальной (максимальной) цене, сроке исполнения договора и способе закупки.

«В новом Положении предусмотрен механизм, упрощающий процедуру закупок, — это предварительный квалификационный отбор. С его помощью прежде всего определяется то, насколько конкурсант соответствует требованиям, которые были предъявлены к участникам тендера. Затем уже рассматриваются ценовые показатели его предложения», — отметила она.

Важное нововведение касается порядка формирования начальной и максимальной стоимости предмета закупки. В случае демпинга обязательно должно быть представлено обоснование предложенной цены и ее документальное подтверждение. В то же время для повышения конкуренции предусмотрена возможность подачи альтернативных предложений, причем наравне с основным.

А. Шварева подчеркнула, что в этом году начал работать новый механизм — переторжка. «С его помощью участники тендера могут обновить свои предложения: снизить цену первоначально поданной заявки, уменьшить срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и даже размер аванса. Все это может увеличить шансы на победу в тендере. Переторжка может быть проведена при любом способе закупки и параллельно с альтернативными предложениями», — добавила она. По ее словам, это механизм добровольный и может проводиться несколько раз, причем как заочно, так и в режиме онлайн. Например, первый раз — по цене, второй раз — по срокам.

Критерии отбора

Начальник управления тендерных закупок «Росжелдорснаба» — филиала ОАО «РЖД» Оксана Тужикова отметила, что квалификационные требования к участникам конкурса устанавливаются в зависимости от предмета закупки. «В первую очередь необходимо соответствовать квалификационным требованиям. Также участник должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной собственности, если заказчик приобретает права на них. К участию в конкурсе не допускаются компании на стадии ликвидации или деятельность которых приостановлена по каким-либо причинам, равно как и компании, признанные банкротами. Конечно, претендент не должен иметь недоимки по налогам, а руководитель (главный бухгалтер) — судимость за преступления в сфере экономики. Кроме того, сведения об участнике закупки не должны находиться в реестрах недобросовестных поставщиков. И последний критерий — отсутствие конфликта интересов», — разъяснила она.

А. Шварева уточнила, что в соответствии с новым Положением требования к участникам закупки смягчены. Например, сегодня установлена допустимая сумма задолженности по налоговым сборам в 1 тыс. руб. «Именно такая сумма перекрывает ошибки в расчетах, тогда как более крупная может повлиять на благонадежность участника закупок. Таким образом, мы минимизируем риски как для себя, так и для участника конкурса», — поясняет она.

Для того чтобы стать поставщиком ОАО «РЖД», необходимо сформулировать экономически выгодное для компании предложение и правильно оформить документы на конкурс, а также соответствовать тем критериям, которые предъявляются холдингом к поставщикам товаров и услуг. Казалось бы, все просто, однако далеко не всем удается выполнить эти требования. По словам О. Тужиковой, чаще всего допускаются ошибки в оформлении документов. Например, нужно обратить внимание, что выписка из ЕГРЮЛ должна быть выдана не ранее чем за 30 дней до подачи документов. Участникам конкурса нужно внимательно изучать все критерии, которые предъявляются холдингом к той закупке, на которую они претендуют. «При формировании технических положений самая распространенная ошибка заключается в том, что они не соответствуют необходимым параметрам», — уточняет она.

Начальник департамента организации конкурсных процедур ОАО «Торговый дом РЖД» Андрей Амзаев добавляет, что претенденты на участие в закупке порой предоставляют на конкурс неполный пакет документов. «Главный совет — внимательно изучать документацию о закупке и готовить пакет документов в соответствии с требованиями заказчика, — рекомендует он. — В случае возникновения вопросов любой претендент может направить запрос, на который заказчик даст необходимые разъяснения».

Также А. Амзаев поясняет, что ОАО «Торговый дом РЖД» при проведении процедур размещения заказа не предъявляет дополнительных или специфических требований к претендентам. Однако может установить требования к самой закупаемой продукции, такие как, например, наличие сертификатов ССФЖТ на отдельные виды товаров, что обусловлено областью их применения и обеспечивает безопасность использования. Также эксперты отмечают, что наличие сертификата IRIS обязательно, если проходит закупка продукции, требующей особого контроля.

Проще правила — больше участников

По словам начальника управления маркетинга и ценообразования «Росжелдорснаба» — филиала ОАО «РЖД» Вячеслава Пашкевича, организация закупочной деятельности — это сложный механизм, в котором одновременно задействована масса различных структур. Он отмечает, что основными принципами Положения являются равноправие участников закупок, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств. «Сегодня себестоимость единицы выпускаемой продукции снизилась на 10%. Во многом этого удалось достичь за счет того, что в последнее время были расширены способы закупки и привлечено максимальное количество участников. К тому же все способы закупок могут проводиться в электронной форме, что позволяет сократить как документооборот, так и затраты участника на подготовку и подачу заявки», — подчеркивает он.

Среди желающих стать поставщиками товаров и услуг для ОАО «РЖД» есть как крупные компании, так и представители малого и среднего бизнеса (МСБ). Для последних разработана программа партнерства, в рамках которой будет вестись реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сейчас в холдинге разрабатывается перечень товаров и услуг, которые будут закупаться только у представителей МСБ. Помимо этого, для данной категории предпринимателей будут предоставлены некоторые дополнительные преференции. Например, возврат обеспечения заявок в течение 7 дней или обязательное заключение договора по итогам процедур в срок, не превышающий 20 дней с даты подведения итогов закупки, или период оплаты по договорам не более 10 дней с даты подписания документов. Для участников процедур закупок, не являющихся субъектами МСБ, предусмотрена возможность привлекать последних на основании договоров субподряда.

Источник: РЖД-Партнер

Все СМИ о нас