Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

От версты к версте

21.12.2011
Корпоративный годовой отчет может стать основным инструментом коммуникаций с инвесторами, акционерами и партнерами. Об этом шла речь на практической конференции , которую «Гудок» организовал в рамках первого в России конкурса годовых отчетов и сайтов компаний транспортной отрасли «Новая верста».

Годовой отчёт — документ, чётко регламентированный. Однако фокус внимания может смещаться в зависимости от того, какие задачи компания считает приоритетными. Для большинства игроков транспортного рынка сейчас главное — это оценка перспектив бизнеса. «Акцент делается на развитии, на том, каким будет завтра», — отметил замначальника бухгалтерского учёта бухгалтерской службы ОАО «РЖД» Борис Аксёнов. Ещё при прохождении предыдущего глобального кризиса одним из центров внимания стала оценка рисков. И этот блок не утратил актуальности. «Мировая экономика столкнулась с периодом длинного спада. Стратегическое планирование сейчас очень важно. Это даёт возможность показать, что компания адекватно оценивает риски», — рассказал начальник управления рисков НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» Александр Баранов.

Но главным становится вопрос об объёме раскрываемых данных. Как отметил партнёр Deloitte&Touche CIS Александр Дорофеев, в России зачастую даже заурядная информация может считаться коммерческой тайной. «На деле раскрытие информации может поставить компанию в невыгодное положение только в ограниченном ряде случаев», — полагает он. Потому важно предоставить исчерпывающие сведения в отчёте. Впрочем, может возникнуть проблема перенасыщения, которая помешает донести основные тезисы. По исследованию Deloitte, в котором участвовали компании, имеющие полноценный листинг на Лондонской фондовой бирже, за последние 15 лет годовые отчёты увеличились в объёме более чем вдвое. И только в минувший год наметилась иная тенденция — средняя толщина отчёта стала сокращаться.

Избавиться от лишних слов помогают дизайн и креативная идея. Но главное здесь — чувство меры. «Внешняя форма должна подчёркивать силу бренда и высокую репутацию, а не мешать основному назначению отчёта», — заявил профессор МГУ Марклен Конурбаев.

Обсуждалась на конференции и тема построения корпоративных сайтов. К ним предъявляются схожие требования, что и к отчётам. Сайт должен быть информативен, технологически безупречен, но при этом визуально приятен и выполнен в соответствии с корпоративным стилем. Проблема многих — раскрытие информации на сайтах по образцу бумажных документов. Однако сайт — иной инструмент, с другой глубиной восприятия, ориентированный на более широкую аудиторию.

Все эти требования легли в основу оценок жюри в кон курсе «Новая верста». За призы соревновались 20 участников. Победителями конкурса годовых отчётов стали ОАО «ТрансКонтейнер», ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Торговый дом РЖД». За наиболее интересную идею отчёта, качественный дизайн и полиграфию приз получило ООО «Фирма «Трансгарант». Кроме того в специальной номинации «В ногу с реформой» было отмечено ОАО «Вторая грузовая компания». А в конкурсе корпоративных сайтов лучшими признаны ОАО «НПО «Уралвагонзавод», ОАО «Транс-Контейнер» и ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод».

Участники конкурса отметили, что важна не только победа. «Мы смогли почувствовать себя в конкурентной среде. Надо смотреть по сторонам, это позволяет двигаться вперёд», — сказал начальник управления корпоративных коммуникаций ПГК Алексей Сотсков. А глава отдела маркетинга «Трансгаранта» Александр Метёлкин считает, что конкурс способствует повышению инвестиционной привлекательности отрасли, поэтому сам факт его проведения следует оценивать позитивно. Многие заявили и о том, что готовы представить на рассмотрение жюри свои сайты и годовые отчёты в 2012 году. «Это дополнительный стимул поддерживать высокий уровень корпоративной культуры и публичности. Когда компания готовит отчёт с мыслью, что он будет анализироваться, будет выноситься вердикт, это хорошо. Это сигнал, что компания работает по рыночным правилам», — заявил гендиректор Торгового дома РЖД Кирилл Воронин.

Более подробную информацию об итогах конкурса «Новая верста» можно узнать на сайте: www.gudok.ru/konkurs.

PDF, 336 КБ
Юлия Громадская

Все СМИ о нас