Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

Прибыль и эффективность

31.03.2011
Обеспечение дочерних обществ компании выходит на новый уровень

В последнее время Торговый дом РЖД активизирует сотрудничество как на региональном уровне, так и на внешнем рынке. Это приносит железнодорожникам дополнительный доход и способствует повышению уровня договорной работы.

– Александр Викторович, каковы основные принципы работы финансового блока Торгового дома РЖД?

– В своей работе Торговый дом РЖД руководствуется двумя основополагающими принципами. Во-первых, наша организация – неотъемлемая часть ОАО «РЖД», и мы обязаны действовать в общих интересах компании. Во-вторых, Торговый дом РЖД – коммерческая организация, и наша деятельность обязана быть прибыльной.

Считаю, что нам успешно удаётся выполнять обе эти задачи. Нашими клиентами являются как дочерние общества ОАО «РЖД», так и другие потребители продукции железнодорожного назначения в России и за рубежом.

Исходя из поставленных задач по снабжению дочерних обществ ОАО «РЖД» изменились функции финансового блока Торгового дома. За 2010 год документооборот компании вырос в тысячи раз, усложнились стоящие перед обществом задачи, добавились новые функции, возросли обороты. Естественно, финансовая служба была реорганизована в соответствии с новыми условиями. Для обеспечения выполнения своевременной оплаты и управления денежными средствами было сформировано казначейство. Укрупнилась и модернизировалась бухгалтерия, вместе с созданием обособленных подразделений торгового дома появились бухгалтеры в регионах. Усложнилось программное обеспечение, запущен проект по созданию интегрированной системы планирования и учёта. Также был реформирован экономический блок. В его рамках появились отдельные подразделения по финансовому планированию, планово-экономический отдел и отдел методологии учёта и оценки рисков. Создан отдел конъюнктуры и цен, в задачи которого входит экспертиза предложений поставщиков и динамики цен.

С целью повышения качества предоставляемых услуг наша компания активно использует различные финансовые инструменты, а именно: привлечение кредитов, лизинговые схемы, использование факторинга и различные схемы экспортно-импортного финансирования.

– Расскажите о наиболее значимых договорах и контрактах, которые были заключены в последнее время.

– В 2010 году были подготовлены по принципиально новой форме договоры поставки магистральных двухсистемных пассажирских электровозов ЭП20 и грузовых локомотивов 2ЭС10. В ходе этой работы были организованы рабочие группы и проведены совместные совещания с курирующими департаментами ОАО «РЖД», представителями ОАО «СТМ», ЗАО «Трансмашхолдинг», компаниями «Сименс» и «Альстом». Достигнутые договорённости позволили согласовать долгосрочные договоры на поставку 200 единиц ЭП20 («Альстом») с 2012 по 2020 год и 221 единицы 2ЭС10 («Сименс») с 2011 по 2016 год с привлечением иностранных технологий.

В целях исключения финансовых рисков создания новой техники в указанных договорах предусмотрены банковские гарантии (авансовая гарантия – гарантия возврата авансовых платежей и гарантия исполнения обязательств) поставщиками продукции. Также введена дополнительная ответственность производителя за нарушение показателя коэффициента готовности в соответствии с требованиями технического задания на локомотив.

Отличительной особенностью данных договоров является трансферт технологий на территорию РФ. При этом для локомотивов 2ЭС10 предусмотрена локализация производства комплектующих изделий зарубежного производства в период 2011–2012 годов, что способствует развитию новых технологий и модернизации существующей производственной базы российских производителей.

Хочется отметить работу нашей компании, и в первую очередь её региональных подразделений, в сфере переработки и дальнейшей реализации металлолома. Деятельность Торгового дома основана на концентрации компетенций, связанных с более углублённой переработкой металлолома и вторичным использованием запасных частей. Это приносит ОАО «РЖД» дополнительный доход там, где ещё несколько лет назад были лишь потери. В ходе дальнейшего развития этого бизнеса в перспективе планируется наращивать долю сторонних клиентов, в первую очередь из России. Направление деятельности – приобретение, переработка и реализация стороннего лома. Деятельность, связанная с поставками этого сырья, обусловленная высокой внешней конъюнктурой, является достаточно прибыльным видом бизнеса. Уверен, что реализация этих планов принесёт ОАО «РЖД» дополнительную и значимую прибыль.

– Вы упомянули о региональных подразделениях компании. Каковы их основные задачи?

– Сейчас у Торгового дома 15 региональных подразделений. Они созданы из расчёта соответствия их расположения центрам железнодорожных магистралей. В 2010 году в Торговом доме создана система, позволяющая освободить дирекции ОАО «РЖД» и дочерние общества от непрофильной функции по сбору и переработке металлолома. Сейчас мы готовы обеспечить эту функцию по всей системе российских железных дорог. В качестве примера можно привести организацию работы по переработке списанных вагонов ОАО «ПГК». Разделка вагонов производилась на всех дорогах, далее за счёт более глубокой переработки образовавшегося лома и дополнительных операций Торговый дом способствовал полному закрытию потребности Дирекции по ремонту вагонов в запчастях. Очевидной выгодой для всех участников сделки стал тот факт, что Торговый дом финансировал покупку, разделку и поставку запасных частей на вагоноремонтные заводы.

– Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин поручил вашей организации консолидировать усилия всех дочерних обществ в работе на внешнем рынке. Как идёт выполнение этого задания?

– Это поручение выполняется в полном объёме. В результате выхода Торгового дома ОАО «РЖД» на внешний рынок увеличился спрос на продукцию российских предприятий. Мы заключили ряд контрактов на поставку продукции железнодорожного назначения с компаниями из Монголии, Болгарии, Австрии, Швейцарии, Кубы, Германии, Гвинеи. Отмечу также тесное сотрудничество с Северной Кореей, со странами СНГ – Украиной, Белоруссией, Арменией.

На текущий момент в ходе реализации поручения президента ОАО «РЖД» наша компания проводит комплекс экспортных операций, обеспечивающих продвижение и продажу за рубеж российских товаров и услуг. Мы осуществляем организацию внешнеторговой деятельности по поручениям ОАО «РЖД», помогаем дочерним обществам компании в заключении долгосрочных контрактов и соглашений с национальными железными дорогами, государственными железнодорожными компаниями, министерствами и ведомствами зарубежных стран. В сфере нашей ответственности – разовые и долгосрочные внешнеторговые сделки, совершаемые ОАО «ТД РЖД» в своих интересах с иностранными фирмами и организациями на поставку подвижного состава, машин, оборудования и другой продукции железнодорожного назначения.

– Каковы направления развития в ближайшем будущем?

– Торговый дом РЖД – динамично развивающаяся компания, одной из основных целей которой является предоставление качественного аутсорсинга обеспечивающих функций, связанных с управлением поставками, рекламационной работой, внешнеторговыми операциями. Именно в направлении повышения качества предоставляемых услуг и будет происходить такое развитие. Торговый дом уже показал эффективность своей деятельности для всей системы за счёт экономии на объёмах, централизации разрозненных процессов, качестве обработки информации и возможности реализации и финансирования сложных проектов.

В настоящее время в компании проходит внедрение системы SAP ERP. Проект охватывает все стороны деятельности нашей компании: материально-техническое снабжение, производство и реализацию металлолома, поставку подвижного состава, внешнеэкономическую деятельность. Бухгалтерия, финансовый учёт, процессы бюджетирования – всё будет автоматизировано в унифицированной технологии. За счёт унификации учёта сформируется понятная система аналитической отчётности.

Также реализуется проект создания корпоративного портала, он создан именно для наших поставщиков и покупателей и в перспективе поможет Торговому дому организовать работу системы снабжения по принципу «точно в срок» при гарантированном обеспечении компаний холдинга РЖД всей необходимой номенклатурой, значительно снизив затраты на обслуживание складских остатков наших клиентов. Уже сейчас непосредственно на портале клиенты могут выполнять ряд функций. Например, оформлять ежеквартальные оперативные заявки на материально-технические ресурсы, получать отчётность об исполнении планов снабжения. Заявки, заполненные пользователями, моментально становятся видны соответствующим службам Торгового дома, они могут быть оперативно уточнены и согласованы. Что важно, методика исключает бумажный документооборот.

Помимо стандартизации и оптимизации новых направлений деятельности компании, система будет осуществлять электронный документооборот между ТД и его контрагентами с использованием электронной цифровой подписи. Кроме того, система будет обеспечивать информационную поддержку новых бизнесов, устойчивое информационное взаимодействие компании и её клиентов.

Реализация таких проектов будет способствовать повышению общего уровня информационной безопасности бизнеса. Это поможет сделать нашу работу более прозрачной и повысит эффективность управления бизнес-процессами компании.

Впереди очень много интересной и сложной работы, это не может не вдохновлять. Я надеюсь, что наш труд будет полезен и важен, что он принесёт свои плоды на благо нашей компании и всей системы российских железных дорог.

PDF, 982 Mb

Все СМИ о нас