Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

Торговый дом РЖД подошёл к своему 15-летию с внушительным багажом достижений

30.09.2010
Об итогах деятельности компании и перспективах дальнейшего развития рассказывает генеральный директор ОАО «Торговый дом РЖД» Виталий Рудинов.
- Виталий Владимирович, расскажите, что сделано компанией за 15 лет, и каковы планы на будущее? Какова роль Торгового дома в структуре холдинга ОАО «РЖД»?
 
- Безусловно, за эти годы компания проделала большой путь. В целом можно констатировать, что мы накопили богатый опыт в сфере внешнеэкономической деятельности и поставок подвижного состава.
Напомню, что организацией, ставшей фундаментом для ОАО «Торговый дом РЖД» (ТД), была промышленно-финансовая группа «Росвагонмаш», образованная в 1995 году. Кризис, охвативший железнодорожную отрасль более 15 лет назад, вызвал инициативу МПС о создании компании, задачами которой стали пересмотр требований к пассажирскому подвижному составу, а также сохранение и поддержка профильных научно-исследовательских организаций и производственных предприятий. Учредителями выступили более 35 предприятий железнодорожной отрасли РФ, в том числе государственные и вагоноремонтные предприятия по всей стране, производители железнодорожного подвижного состава, научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, а также ряд финансовых отраслевых институтов. В1996 году ОАО «ПФГ Росвагонмаш» было определено как генеральный подрядчик МПС в области поставки пассажирского подвижного состава, узлов и комплектующих к нему.
С момента создания компания занималась бесперебойными поставками на сеть железных дорог России тягового подвижного состава всех типов и зарекомендовала себя как надёжный поставщик. Несмотря на упадочное состояние железнодорожных перевозок, приоритетом производственной политики компании стало совершенствование конструкций пассажирских вагонов: повышение комфортности, расширение номенклатуры, увеличение конструктивных скоростей пассажирских вагонов. Значительная роль отводилась контролю над производством и ремонтом пассажирских вагонов, грузовых и пассажирских локомотивов. Помимо этого, компания занималась разработкой новых типов подвижного состава.
В условиях возросшей конкуренции со стороны других видов транспорта назрела необходимость повышения уровня комфортности пассажирских перевозок: вагоны должны комплектоваться установками кондиционирования воздуха, экологически чистыми туалетами. В соответствии с новыми гигиеническими требования при производстве пассажирских вагонов стало необходимым использовать пожаро- и экологически безопасные материалы. Для решения этих задач ОАО «ПФГ «Росвагонмаш» наладило работу с производителями новых пассажирских вагонов – ОАО «Тверской вагоностроительный завод» и ЗАО «Вагонмаш». В результате совместной деятельности был разработан и создан полный комплект вагонов, позволяющий формировать фирменные поезда и пригородные электропоезда.
Таким образом, с 1996 года по 2005 год ОАО «ПФГ «Росвагонмаш» успешно организовало разработку новых вагонов и наладило их устойчивое производство. Кроме того, с 2000 года компания решала задачи технического совершенствования подвижного состава, направленные на снижение энергозатрат на железнодорожном транспорте.
 
- Какие ещё виды хозяйственной деятельности осуществляла компания?
 
- Помимо организации и обеспечения выполнения заказов МПС и железных дорог на поставки подвижного состава компания в период с 1997 по 2000 год принимала активное участие в организации перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов по железным дорогам СНГ и третьих стран.
В 2006 году ОАО «РЖД» выступило с предложением расширить спектр деятельности компании. ОАО «ПФГ «Росвагонмаш», в течение 10 лет осуществлявшее поставки локомотивов, вагонов, машин и оборудования для нужд ОАО «РЖД», было преобразовано в ОАО «Торговый дом РЖД», деятельность которого развивалась по двум автономным направлениям – выполнение прежних функций по поставкам подвижного состава и организация внешне-экономической деятельности ОАО «РЖД» и других заинтересованных компаний, как профильное направление работы. В 2007 году был создан Департамент внешнеэкономической деятельности, который осуществляет комплекс экспортных операций, обеспечивающих продвижение и продажу за рубеж российских товаров и услуг. Департамент инфраструктурных проектов, функции которого направлены на решение комплекса задач, связанных с реализаций инжиниринговых услуг за рубежом. Сегодня компания представляет интересы ОАО «РЖД» во многих странах мира: Сербии, Монголии, КНДР, странах СНГ, на Кубе и ряде других.
В конце 2009 года были определены ещё два направления деятельности: это материально-техническое снабжение дочерних обществ ОАО «РЖД» и централизованная заготовка и реализация лома чёрных и цветных металлов. Для обеспечения надлежащего исполнения новых функций были созданы соответствующие специализированные департаменты.
 
- Какова роль ТД во внешнеэкономической деятельности ОАО «РЖД»?
 
- Это одно из основных направлений нашей работы, развитием которого занимается Департамент внешнеэкономической деятельности, предлагающий к поставкам широкую номенклатуру запасных частей и комплектующих к подвижному составу, путевой технике и различному железнодорожному оборудованию.
В этом сегменте рынка мы имеем опыт организации экспортных поставок деталей и расходных материалов производственного и ремонтного назначения, железнодорожного литья и прочей продукции. Кроме того, мы оказываем услуги российским компаниям, работающим в сфере железнодорожного транспорта, по продвижению их продукции и услуг на зарубежные рынки. В ближайшие годы для развития внешнеэкономической деятельности ТД приоритетными являются поставки продукции в страны СНГ, Иран, КНДР, Монголию, Сербию, на Кубу и в другие страны.
Если же говорить о конкретных проектах, то можно выделить несколько интересных. Во-первых, это участие в проработке проекта реконструкции и восстановления Абхазской железной дороги. Мы также занимаемся поставкой пассажирских вагонов для железной дороги Кубы. Помимо этого, стоит отметить участие в крупных инвестиционных программах АО «УБЖД» (Монголия) – поставке широкой номенклатуры материалов верхнего строения пути, путевой техники в рамках обновления парка, строительство и оборудование вагонно-колесных мастерских и др.
 
- Расскажите, пожалуйста, в каких направлениях происходит развитие системы материально-технического снабжения дочерних компании ОАО «РЖД»?
 
- Основной целью создания соответствующего Департамента является централизация и координация МТО в дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» согласно планам потребности в рамках выделенных лимитов финансирования, и как следствие повышение экономической эффективности системы снабжения в целом. В рамках развития данного направления, была разработана нормативная документация, регламентирующая организацию материально-технического снабжения в ДЗО. Консолидированные заказы на закупку материалов и оборудования позволили снизить затраты ДЗО на 13-18%, и как следствие сдержать рост цен на продукцию, производимую по заказам ОАО «РЖД».
В связи с успешной реализацией проекта по обеспечению материально-техническими ресурсами (МТР) предприятий дочерних обществ холдинга с III квартала 2010 года расширена номенклатура поставок и состав ДЗО (с 5 до 42) - как основных контрагентов ТД.
 
- Какой же эффект приносит централизованное снабжение на базе ТД по материально-техническому обеспечению дочерних обществ?
 
- По итогам полугода работы можно уже говорить о том, что эффект есть, причём значительный. Такая организация работы позволяет снизить издержки и оборотный капитал ДЗО по закупке МТР и оборудования, повысить контролируемость процесса ценообразования на закупаемые сырье, материалы, технику, оборудование и комплектующие. Кроме того, теперь сократились трудовые и временные издержки по формированию заявок ДЗО по поставкам МТР. С реализацией собственной логистической распределительной сети механизм обеспечения будет гибким, снизятся нормы оборачиваемости МТР, при этом став адекватными текущим потребностям предприятий. Немаловажно, что повысится уровень товарной безопасности дочерних обществ, будет обеспечено взаимодействие с ОАО «РЖД» в части реализации технической политики отрасли. Создание единого рекламационного центра в части отношений с поставщиками также играет большую роль в этом процессе. В целом централизованное снабжение обеспечит прозрачность схемы поставок МТР и оборудования для ДЗО РЖД со стороны ТД. Реализация комплекса этих мероприятий позволит добиться в 2011 году значительной экономии денежных средств ОАО «РЖД».
 
- Поставки металлолома подразумевают роль ТД как системного интегратора утилизации старой техники и элементов инфраструктуры на сети железных дорог, или же предполагает и наличие других функций?
 
- Безусловно, роль ТД не ограничивается исключительно утилизацией старой техники и элементов инфраструктуры, наши функции в данной области гораздо шире. Мы занимаемся полным циклом работы с вторичными ресурсами ОАО «РЖД». А это не только списанные грузовые вагоны, но и прочие выведенные из эксплуатации ресурсы, такие как рельсошпальная решётка, мостовые конструкции, тепловозы и т.д. Всё это мы собираем, учитываем и разделываем. А образующиеся в результате металлолом, старогодные запчасти и прочие производные утилизации реализуется в интересах ОАО «РЖД». Стоит отметить, что ТД присутствует на всех железных дорогах России, тем самым обеспечивая системный охват данного направления деятельности в масштабах страны.
Преимущества такого централизованного подхода для ОАО «РЖД» очевидны: компания получает доход не только от централизованной реализации вторичных ресурсов, но и от сдачи в аренду неиспользуемых или занятых нецелевым использованием производственных площадок и оборудования. Кроме того, ОАО «РЖД» не несёт затрат на обработку крупногабаритных металлоконструкций, т.к. их берёт на себя ТД.
Высокую эффективность работ по разделке и утилизации вторичных ресурсов можно обеспечить только путем применения специального оборудования. Понятно, что для отдельной дирекции по ремонту грузовых вагонов покупать высокотехнологичное оборудование экономически невыгодно, а для ТД, крупной компании, специализирующейся на подобных работах – это путь к достижению высоких производственных результатов.
Таким образом, ТД выполняет комплексную, системообразующую функцию работы с вторичными ресурсами ОАО «РЖД», начиная от планирования списания таких ресурсов, и заканчивая реализацией металлолома, старогодных запчастей и прочих материалов, образовавшихся после утилизации. Этот крупный проект федерального уровня очень важен для ОАО «РЖД» и его дочерних обществ.
 
- Каковы функции ТД в вопросах поставок подвижного состава?
 
- Этим вопросом занимается Департамент обеспечения поставок компании, который в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД» осуществляет поставку современного тягового, моторвагонного и пассажирского (вагоны) подвижного состава. Значительную часть деятельности составляет проведение рекламационной и претензионной работы в гарантийный период эксплуатации продукции. Мы организовываем независимые экспертизы по установлению причин неисправности продукции и заседания специальной комиссии по выявлению системных отказов на подвижном составе. Ещё одно направление работы – это обучение руководителей и специалистов линейных предприятий железных дорог в части реализации положений Регламента рекламационной работы. Также реализуются мероприятия по выявлению системных отказов на подвижном составе и подготовке соответствующих материалов для дальнейшего разбора каждой конкретной ситуации. Мы выполняем требования договоров поставки по содержанию гарантийного парка подвижного состава и как следствие оперативно реагируем на нарушение производителями своих обязательств с последующим выставлением претензий и направлением материалов в Арбитражный суд.
В перспективе же Департамент готов полностью обеспечивать потребности структурных подразделений ОАО «РЖД» во всех типах вагонов, локомотивов, электропоездов, рельсовых автобусов и дизель-поездов, при этом гарантируя высокую результативность выполнения договорных обязательств, снижение рисков финансовых потерь и предотвращение возможных непроизводительных расходов ОАО «РЖД». Увеличение потенциальных объемов работ Департамента предполагается за счёт развития рынка производства транспортных средств и оборудования. В настоящее время он осуществляет поставки подвижного состава на все железные дороги России. Также ТД ведёт работу по вопросам снабжения промышленных предприятий РФ соответствующим подвижным составом.

PDF, 10.4 Mb

Все СМИ о нас