Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

Металл прибавил в цене

13.03.2010
На Торговый дом РЖД возложены функции упорядочения заготовки и реализации лома черных и цветных металлов в ОАО «РЖД».

Заготовка и реализация металлолома является новым направлением в деятельности компании. В связи с этим мы попросили заместителя начальника департамента заготовки и реализации металлолома ОАО «ТД РЖД» Олега Васенина оценить рынок перевозок металлолома…

— Олег Николаевич, каковы ваши ожидания по ситуации на рынке в 2010 году?

— На пике кризиса в 2009-м из-за проблем с долгами и невыплатами дебиторской задолженности закрылись многие ломозаготовительные предприятия и площадки, запасов лома на рынке осталось мало, поэтому сейчас наблюдается его дефицит.

По имеющимся данным, с начала кризиса с рынка добровольно фактически ушли до 40% ломозаготовительных предприятий, но лицензии никто не сдает — предприниматели надеются возобновить деятельность в дальнейшем. Около 3–4% предприятий перепрофилировались и начали работать в других отраслях.

С начала 2010 года наблюдался спрос на лом черных металлов. Об этом можно судить по тому, что значительно возросла частота звонков с просьбой отгрузить лом.

Плохая погода препятствовала заготовке лома. При сохранении дефицита на лом, возможно, цены продолжат рост до апреля—мая 2010 года: в это время обычно происходит сезонная коррекция цен до начала лета, когда меткомбинаты формируют зимние запасы и цены на лом начинают плавно подниматься, достигая своего пика в октябре—ноябре.

В 2010 году заготовка лома, как обычно, зависит от объемов производства стали: если ее выплавка за рубежом пойдет в рост, то металлургам всего мира придется конкурировать друг с другом за ограниченные резервы металлолома, что наверняка приведет и к скачку внутрироссийских цен.

— Каковы перспективы экспорта и какие видятся наиболее активные направления перевозок металлолома?

— Локальный аспект прогнозирования уровня заготовки, потребления и экспорта металлолома из России состоит в следующем: в случае строительства анонсированных новых металлургических мощностей в России они более плотной сеткой охватят основные регионы — поставщики металлолома на экспортные направления в европейской части России: Московский регион, Среднее Поволжье и Юг России. Планируется также строительство мини-заводов в непосредственной близости от портов: в Ленинградской области — один завод в Тосненском районе с потреблением около 1,8 млн. т лома в год, Ростовской области — два завода с суммарном потреблением до 1,7 млн. т, т. е. в региональном аспекте оборота металлолома намечаются дисбаланс и переориентация экспортных потоков, относительно свободными окажутся только объемы металлолома на дальневосточных экспортных направлениях.

Отсюда можно предположить, что совокупный экспорт в 2015 году вряд ли превысит 4–5 млн. т. Причем из портов Севера и Юга он составит не более 500–700 тыс. т в каждом направлении, что будет обеспечиваться объемами автозаготовок в Ленинградской, Ростовской областях и Краснодарском крае. Еще около 3–3,5 млн. т ожидается на дальневосточном направлении. Соответственно, стратегически российский экспорт нацеливается на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
При существующих темпах роста внутреннего потребления в РФ спрос отечественных металлургов может и дальше покрываться за счет сокращения экспорта. В 2010 году РФ может стать нетто-импортером лома. Такое мнение прозвучало еще в 2006-м на международном конгрессе World Scrap Metal Congress. Однако это реально, если сохранятся нынешние тенденции.

— Насколько велико влияние железнодорожных тарифов на политику меткобинатов и металлотрейдеров в 2010 году? Сдерживают они объемы погрузки лома или стимулируют их?

— Общий рост тарифов оценивается на уровне 8%, но он — неравномерный по разным тарифным направлениям и классам грузов. Сейчас условия поставки лома на некоторые металлургические предприятия предполагают оплату тарифа покупателем, у остальных предприятий и трейдеров — экспортеров лома тариф включен в цену.

Очевидно, при зимнем дефиците лома повышение цен у второй группы предприятий-потребителей для компенсации повышений тарифа будет неизбежным. Также стоит ожидать улучшения условий работы с автопоставкой: уже сейчас многие предприятия (особенно на Юге России) считают выгодным увеличивать долю автопоставки при закупках. Эта тенденция с ростом железнодорожных тарифов будет расти.
В целом внутренний спрос на лом формирует заметные грузопотоки по российским стальным магистралям. Они следуют в адрес крупных потребителей — меткомбинатов, таких как НЛМК, ММ К, «Северсталь».

— Имеет ли смысл, на Ваш взгляд, сейчас пополнять складские запасы в расчете на перемены на рынке?

— Ожидается, что в I квартале 2010 года произойдет незначительное повышение спроса на металлопродукцию, несмотря на удорожание лома, рост энергетических и транспортных тарифов. Это приведет к умеренному увеличению цен на металл.

Более заметный рост на металл — по мере оживления спроса со стороны металлопотребляющих отраслей. Он вероятен в II квартале 2010 года. Рост цен на металл может быть поддержан как растущими внутренними потребностями РФ, так и увеличением спроса на Ближнем Востоке и в странах АТР, годовыми контрактами на поставку сырья с потребителями в ЮВА.

Это должно ускорить выход из сложного финансового положения потребителей лома, которые с лета приступят к формированию зимних запасов, что должно увеличить спрос и поднять цены на лом во второй половине 2010 года.

Вопрос о пополнении складов ломом не лишен смысла. Однако для увеличения запасов необходимы финансовые ресурсы, излишков которых сейчас не наблюдается ни у переработчиков, ни у потребителей лома.

PDF, 1.52 Mb
Источник: «РЖД-Партнер», г. Санкт-Петербург

Все СМИ о нас