Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

В Монголию с любовью

23.10.2009
ОАО «РЖД» окончательно утвердилось в качестве важнейшего партнера и, возможно, инвестора Монголии. Несмотря на кризис, потерю грузооборота и прибыли внутри страны, российский перевозчик поможет монгольским коллегам построить железную дорогу и поучаствует в освоении крупнейших месторождений. Эксперты утверждают, что это скорее политический шаг, но в РЖД надеются заработать.

ОАО «РЖД» окончательно утвердилось в качестве важнейшего партнера и, возможно, инвестора Монголии. Несмотря на кризис, потерю грузооборота и прибыли внутри страны, российский перевозчик поможет монгольским коллегам построить железную дорогу и поучаствует в освоении крупнейших месторождений. Эксперты утверждают, что это скорее политический шаг, но в РЖД надеются заработать.

Поставить на ноги

В рамках двусторонних встреч президентов России и Монголии Дмитрия Медведева и Цахиагийна Элбэгдора в Улан-Баторе стало известно, что РЖД примут активное участие в развитии экономики Монголии. РЖД получили долю в монгольских железных дорогах. Д. Медведев подписал указ «О передаче в доверительное управление ОАО «РЖД» находящиеся в федеральной собственности акций АО «Улан-Баторская железная дорога». Акции передаются в доверительное управление российской госмонополии сроком на пять лет. Как отмечается в подписанном документе, 50% акций УБЖД, находящиеся в собственности РФ, передаются в доверительное управление РЖД сроком на пять лет. Решение принято в целях повышения эффективности их управления. «Фактически РЖД уже приступили к участию в развитии АО «УБЖД». Оказывается практическая помощь в проведении капитального ремонта пути, обновлении парка подвижного состава, совершенствовании технологии перевозок, — отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. «Для финансирования контрактов на поставку материалов и выполнения работ по реконструкции верхнего строения пути между нашими компаниями подписан договор целевого займа сроком до двух лет на общую сумму $36 млн, — напомнил В. Якунин. — Старт первому проекту — укладке бесстыкового пути на 108-километровом участке Мандал — Давааны — был дан 6 июня 2009 года в рамках празднования 60-летия УБЖД».

Напомним, что акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога» было создано в 1949 году на основе соглашения между правительствами СССР и Монгольской Народной Республики с равным распределением долей в уставном капитале общества. До настоящего момента полномочия акционера указанного общества от имени Российской Федерации осуществляло Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). Единая с российскими железными дорогами техническая база, в том числе ширина колеи 1520 мм, обуславливает важную геостратегическую роль АО «УБЖД» в обеспечении транспортно-экономических связей с Китаем. Вместе с тем, существующее техническое состояние основных производственных фондов АО «УБЖД» (износ подвижного состава составляет свыше 70% и верхнего строения пути — более 50%) негативно влияет на пропускную и провозную способность дороги, препятствует освоению перспективных объемов перевозок, в том числе транзитного грузопотока.

В течение последних 15 лет финансирование АО «УБЖД» со стороны российского акционера практически полностью отсутствовало, а объем инвестиции в развитие магистрали с монгольской стороны не превысил $150 млн. Учитывая важную роль, которую играет магистраль в обеспечении торгово-экономических отношений России и Монголии, ее геополитического значения при организации перевозок грузов в направлении стран АТР и Китая, а также неоднократные обращения монгольской стороны в части оказания технической помощи, в феврале 2008 года было подписано соглашение о расширении сотрудничества между ОАО «РЖД» и АО «УБЖД». Недавно В. Якунин представил «Концепцию реализации совместного российско-монгольского проекта развития УБЖД и строительства новой железнодорожной инфраструктуры в Монголии». Главной задачей станет строительство инфраструктуры к крупнейшим месторождениям страны. В проекте выделено три основных направления.

Согласно первому, планируется провести модернизацию существующей сети монгольской магистрали (капитальный ремонт инфраструктуры, развитие разъездов, частичное строительство вторых путей, обновление парка подвижного состава).

Второе направление — строительство новой железнодорожной линии Зуунэбаян — Таван Толгой для обеспечения возможности экспорта угля с месторождения Таван-Толгой как в направлении Китая, так и по северному маршруту через дальневосточные порты России.

Третье направление — строительство в перспективе дополнительной железнодорожной ветки Баянтумэн — Бор — Ундер для сокращения протяженности северного маршрута (с использованием инфраструктуры российских железных дорог) и обеспечения возможности разработки месторождений восточных районов Монголии.

Как сказал В. Якунин, инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры Монголии могут составить до $6,5 млрд, в том числе $2,2 млрд могут быть направлены на модернизацию существующей сети железных дорог, $0,4 млрд на обновление парка подвижного состава и $3,9 млрд на строительство новых линий Даланзадгад — Зуунэбаян (к угольным и золотомеднорудным месторождениям) и Сайншанд — Баянтумэн (участок от основной магистрали УБЖД до границы с Китаем). С 2007 года РЖД поставили монгольским партнерам 1350 грузовых вагонов. В ближайшее время, в соответствии с подписанным в июле 2009 года договором, РЖД передадут в аренду 10 локомотивов. Российские железнодорожники также приступили к ремонту пути монгольской железной дороги Мандал — Давааны протяженностью 108 км. На эту работу РЖД потратят $36 млн.

По словам президента ОАО «РЖД», реализация разработанной специалистами компании «Концепции реализации совместного российско-монгольского проекта развития АО „УБЖД“ и строительства новой железнодорожной инфраструктуры в Монголии» позволят повысить эффективность железнодорожного транспорта Монголии как внутри страны, так и в сфере транзитных перевозок.

Кого хочешь, выбирай

РЖД отмечают, что необходимым условием реализации концепции является паритетное участие правительства Монголии как акционера УБЖД. При этом, как говорят в компании, основным вариантом является передача с монгольской стороны специально созданному СП «Развитие инфраструктуры» прав (лицензий) на разработку месторождений полезных ископаемых на территории Монголии. Соглашение о создании СП было подписано 13 мая 2009 года между представителями ОАО «РЖД» и монгольскими госкомпаниями КОО «Эрдэнэс-МГЛ» и «Монголын томор зам» (МТЗ) по итогам майского визита в Улан-Батор премьера РФ Владимира Путина. (РЖД владеет 50% акций предприятия, «Эрдэнэс МГЛ» — 25%, «МТЗ» — 25%).

В задачи СП входит модернизация железных дорог страны и строительство инфраструктуры к крупнейшим месторождениям. К настоящему времени компания зарегистрирована, уставный капитал полностью оплачен учредителями. Основными механизмами возврата инвестиций в модернизацию и развитие железнодорожной сети Монголии станет прибыльная работа АО «УБЖД», обеспеченная за счет оптимизации издержек и вывода тарифов на экономически обоснованный уровень, а также доходы от проектов освоения новых месторождений полезных ископаемых.

Как заявлял ранее В. Якунин, в качестве взноса монгольской стороны СП должно получить права на освоение крупнейших месторождений страны, прежде всего — угольного Таван-Толгой с запасами до 6 млрд тонн (разведанные запасы составляют около 900 млн тонн). Само СП заниматься разработкой месторождений не должно — оно обязано провести конкурсы для выбора партнеров, с которыми будут созданы проектные компании, где совместное предприятие получит 25% плюс одну акцию, инвестор — 75% минус одну акцию.

Проект освоения Таван-Толгоя, предлагаемый ОАО «РЖД», предусматривает строительство от месторождения железнодорожной ветки к Улан-Баторской железной дороге, откуда уголь должен доставляться по Транссибу в российские порты на Дальнем Востоке и далее — в Японию и Южную Корею. Однако сразу после подписания документов о создании СП эти масштабные планы начали сталкиваться с противодействием других игроков, прежде всего — Китая. В РФ с большим беспокойством восприняли активизацию в Монголии китайских госкомпаний. В июле министерство транспорта Монголии и министерство железных дорог КНР подписали меморандум о взаимопонимании, подразумевающий участие Пекина в модернизации железных дорог страны. При этом Пекин также предлагает строительство железнодорожной ветки к Таван-Толгою для экспорта руды, но через Китай, а не через Россию. Этот план находит поддержку у некоторых членов правительства Монголии. «Нам необходимо построить дорогу от Таван-Толгоя для экспорта угля в КНР, а через тяньцзиньский порт — в другие страны», — заявил министр транспорта Монголии Халтмаагийн Баттулга.

Предлагаемый Китаем вариант транспортировки руды с Таван-Толгоя поддерживают и многие монгольские эксперты. Дело в том, что еще в конце прошлого года Всемирный банк по заказу Улан-Батора провел исследование о том, какой из путей транспортировки будет дешевле. Как отмечается в этом докладе, транспортировка на юг откроет дорогу углю с Таван-Толгоя на огромный рынок КНР, а перевоз руды в Японию и Южную Корею именно через китайский порт Тяньцзинь окажется в два раза дешевле, чем через Россию. Более того, китайские компании уже начали реализовывать этот проект. Как сообщила в госкомиссия КНР по управлению государственными активами, китайская компания Shenhua (она участвует в тендере на освоение Таван-Толгоя) приступила к строительству железной дороги к южной границе Монголии, предназначенной для транспортировки угля и меди. Проект должен быть завершен уже в 2011 году. «Строительство этой дороги является частью планов по освоению месторождения Таван-Толгой», — отмечается в сообщении госкомиссии КНР.

«Активное участие крупного бизнеса в монгольских проектах может способствовать росту заказов на отечественное транспортное машиностроение. Монголия остро нуждается в поставках локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов», — говорит эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Курочтенко.

Задача — найти инвесторов

Еще более интересно участие РЖД в консорциуме по собственно освоению крупных монгольских месторождений Таван-Толгой и Оюу-Толгой. Инвестор в этом проекте выбирается на основе конкурса, который на сегодняшний день прошел первый этап. В этом этапе участвовал российский консорциум, состоящий из компаний «Базовый элемент», «Ренова» и «Северсталь». Однако, как сообщил Энэбишем, глава компании «Эрдэнэс МГЛ», представляющий интересы государства в крупнейших стратегических месторождениях Монголии, «чуть более месяца назад „Северсталь“ заявила о своем выходе из этого консорциума». «Вместо этой компании в данный консорциум, наверное, войдет ОАО «РЖД», — сказал он. Российский консорциум, состоящий из РЖД, «Базового элемента» и «Реновы» является главным претендентом на разработку угольного разреза Таван-Толгой, заключает Энэбишем. В РЖД подтвердили эту информацию, однако тут же оговорились, что не будут вкладывать туда свои деньги, а просто помогут подвести железные дороги к месторождениям. Разработкой месторождений и инвестированием в них средств компания заниматься не будет. Задача — найти инвесторов.

Получить от Монголии заказ может и «Трансмашхолдинг». Компания обсуждает с Улан-Баторской железной дорогой вопрос о поставках современного высокоэффективного тягового и пассажирского подвижного состава в Монголию. 25 августа 2009 года в Улан-Баторе «Трансмашхолдинг», ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и УБЖД подписали меморандум о сотрудничестве в обеспечении УБЖД подвижным составом. Подписи под меморандумом поставили председатель Совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и начальник АО «Улан-Баторская железная дорога» Ванчигдорж Отгондэмбэрэл.

В соответствии с подписанным документом, стороны выразили намерение совместно реализовывать программу комплексного развития Улан-Баторской железной дороги в сфере подвижного состава. Будут подготовлены совместные предложения по оснащению УБЖД современной железнодорожной техникой. Согласно меморандуму, на территории Монголии должны появиться сервисные центры, специализирующиеся на обслуживании и ремонте поставляемой на УБЖД продукции.

Стороны подчеркивают, что считают необходимым сохранение в долгосрочной перспективе унификации железнодорожного хозяйства УБЖД и ОАО «РЖД», которая способствует развитию межгосударственного железнодорожного сообщения и повышению транзитной привлекательности проходящих через территорию России и Монголии транспортных коридоров. Подписанты также считают необходимым создание технических условий для увеличения объемов перевозок по Улан-Баторской дороге.

В рамках совместной работы по реализации положений меморандума, стороны договорились создать в течение ближайших 15 дней совместную рабочую группу. Освоение горно-рудного месторождения «Тавантолгой» может начаться осенью 2010 года, сообщил Энэбишем. Помимо российского консорциума заявки на Таван-Толгой подали в том числе японские Sumitomo и Itochu, американская Peabody, китайская Shenhua, бразильская Vale, швейцарская Xstrata, австралийско-британские Rio Tinto и BHP Billiton. Эксперты считают, что очень важно именно сейчас застолбить за собой монгольский рынок, на котором планируют закрепиться также компании из Японии, Китая и США.


Резюме

Столь активное участие РЖД в монгольских проектах эксперты во многом объясняют политическим мотивом. «Только крупные совместные бизнес-проекты могут способствовать выходу на более высокий уровень российско-монгольский отношений», — отмечает И. Курочтенко. «Присутствие в этом регионе не только экономические цели преследует», — соглашается глава аналитического департамента «Ингосстрах ивестиции» Евгений Шаго. «Просто строить железную дорогу в Монголии без освоения месторождений, по большому счету, бесполезная трата денег. Но даже с учетом развития месторождений срок окупаемости будет довольно большой — лет десять», — говорит эксперт. Впрочем, ОАО «РЖД» такие сроки это вряд ли пугают.
Выйти на зарубежные рынки компания хочет уже давно. Она выиграла конкурс на строительство железных дорог в Саудовской Аравии, построит дорогу вокруг столицы Алжира, а в Армении получила дорогу в концессионное управление. Думается, что и в Монголии проиграть конкурс будет очень сложно.


Наша справка

Советско-монгольское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога» создано на основе соглашения между правительством СССР и Монгольской народной республики от 6 июня 1949 года с местонахождением в городе Улан-Батор. В 2009 году в состав правления УБЖД введены два представителя РЖД. На долю УБЖД приходится порядка 80% всего внутреннего грузооборота и до 100% экспортно-импортных перевозок. Численность работников УБЖД — около 16 тыс. человек. Протяженность Улан-Баторской железной дороги составляет почти 2 тыс. км. В 2008 году перевозка грузов выросла по сравнению с 2007 годом на 6,68%, до 14,6 млн тонн. Прогноз общего объема перевозок грузов в 2010 году составляет 20,1 млн тонн с ежегодным темпом прироста порядка 8–12% в связи с разработкой месторождений угля, меди, железной руды. В течение последних 15 лет финансирование АО «УБЖД» со стороны российского акционера практически полностью отсутствовало, а объем инвестиций в развитие УБЖД с монгольской стороны не превысил 150 млн долларов США.

Таван-Толгой расположен на юге Монголии. До сих пор запасы угля на нем оценивались в 5–6 млрд тонн, 40% из которых приходится на коксующийся уголь. Но в феврале уточнялось, что разведанные запасы составляют около 900 млн тонн.

Оюу-Толгой расположен в 100 км от Таван-Толгоя. Доказанные и вероятные запасы на весну 2007 года оцениваются в 930 млн тонн руды с содержанием 0,5% меди и 0,36 г золота на тонну. Предварительную разведку проводила канадская Ivanhoe Mines.


Точка зрения ОАО «ТД РЖД»

Сотрудничество между ОАО «ТД РЖД» и АО «Улан-Баторская железная дорога» (АО «УБЖД») строится на основе экспортных контрактов поставки и оказания услуг. При этом наша компания действует как самостоятельно, так и по поручениям ОАО «РЖД» на основании соответствующего агентского договора.

В настоящее время мы осуществляем крупные поставки в Монголию материалов верхнего строения пути, предназначенных для совместного с ОАО «РЖД» строительства участка дороги Мандал-Давааны АО «УБЖД». Кроме того, ОАО «ТД РЖД» имеет опыт исполненных контрактов с монгольской магистралью по ремонту узлов и агрегатов подвижного состава. Надо сказать, что в ходе осуществления поставок продукции и оказания услуг по ремонту узлов и агрегатов подвижного состава для АО «УБЖД» каких-либо значительных сложностей не возникает.

Взаимодействие с монгольскими коллегами происходит на основе общепринятой практики международной торговли. Что касается дальнейших отношений, то ОАО «ТД РЖД» предполагает возможность долгосрочного сотрудничества с АО «Улан-Баторская железная дорога». Это подкрепляется заинтересованностью монгольских коллег в дальнейших поставках продукции железнодорожного назначения в ходе реализации совместных с ОАО «РЖД» проектов по строительству и модернизации железных дорог на территории Монголии, а также проведении ремонта подвижного состава на предприятиях комплекса ОАО «РЖД».

Источник: «The RZD-Partner International» № 4 10.2009

Все СМИ о нас