Акционерное общество
«Торговый дом РЖД»

Обратная связьКарта сайтаВерсия для печатиENG
Направление деятельностиВЭДППСМТОЗРМ

Крупный заказ должен оживить лесную отрасль краяВласти Красноярского края планируют выступить в роли посредника между лесниками и РЖД, чтобы обеспечить мелкие леспромхозы стабильной работой

25.02.2010
В марте ОАО «Торговый дом РЖД» намерено провести конкурс на поставку деревянных непропитанных шпал на предприятия дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» в 2010–2012 годах. Об этом было заявлено в Красноярске на совещании шпалопроизводителей и железнодорожников. По словам заместителя генерального директора «Торгового дома РЖД» Сергея Вильшенко, в этом году минимальный объем закупок составит 5 млн шпал.

В марте ОАО «Торговый дом РЖД» намерено провести конкурс на поставку деревянных непропитанных шпал на предприятия дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» в 2010–2012 годах. Об этом было заявлено в Красноярске на совещании шпалопроизводителей и железнодорожников. По словам заместителя генерального директора «Торгового дома РЖД» Сергея Вильшенко, в этом году минимальный объем закупок составит 5 млн шпал.

Планы ОАО «РЖД» заинтересовали как лесозаготовителей, так и администрацию Красноярского края, где сегодня сосредоточена большая часть лесной отрасли страны.

Однако уже сейчас известно, что в тендере будут разыграны только крупные лоты. И пока неизвестно, готовы ли производители, в том числе представители мелкого и среднего бизнеса, его выполнить и на каких условиях.

Кроме того, как отмечает представитель Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, одного из крупнейших шпалопроизводителей в крае, изъявившего готовность поставить в 2010 году

500 тыс. шпал и имеющего все возможности довести объёмы и до 1 млн, цена на шпалы не менялась уже более трёх лет. Притом что размер минимальной оплаты труда за это время увеличивался дважды, не говоря уже о стоимости сырья.

По расчётам поставщика, шпала первого типа хвойных пород должна стоить 847 руб., второго типа — 721 руб., что практически вдвое выше ныне действующих цен.

Требует новых решений и тарифная составляющая. Большинство лесозаготовительных предприятий края дислоцируются на направлении Решоты — Карабула КрЖД и до сих пор поставляли шпалу преимущественно в адрес Решотинского шпалопропиточного завода.

— В этом случае тариф не выходит за пределы 30 тыс. руб. за вагон, мы эти средства изыскиваем, — говорят поставщики. — Если же отгружать продукцию в европейскую часть России, то железнодорожный тариф возрастает до 150–200 тыс. руб. При отсутствии предоплаты со стороны ОАО «РЖД» это, по сути, мёртвые деньги, надолго вырванные из оборота предприятия. Поскольку, отправляя шпалу покупателю, мы сначала должны заплатить огромные суммы за её перевозку и только потом, в лучшем случае через месяц, получаем оплату товара. Всё это крайне невыгодно.

Более того, по словам лесозаготовителей, сегодня тариф на перевозку шпалы — один из самых высоких среди всех видов лесопродукции. В связи с этим они предлагают вернуться к опыту СССР, когда шпалы отгружались по нулевой ставке железнодорожного тарифа.

Но представители «Торгового дома РЖД» отмечают, что ни предоплаты, ни стремительного роста цен на шпалопродукцию, ни отмены тарифной составляющей ожидать не приходится. В задачи «Торгового дома» входит обеспечение компании шпалами, но никак не за счёт неоправданного роста затрат. И потом, железнодорожные тарифы — прерогатива Федеральной службы по тарифам.

Хотя всё же к некоторым подвижкам в этом вопросе заказчики готовы, и в ближайшее время предложения по ценообразованию будут вынесены на рассмотрение ценовой комиссии компании.

Что же касается тарифной составляющей, то она, по словам Сергея Вильшенко, возможно, будет вынесена «за скобку» стоимости шпалы.

— Сегодня в ОАО «РЖД» разработаны схемы, когда компания сама авансирует тариф, который потом при расчётах будет вычтен из суммы оплаты за поставленную шпалу. Но чтобы привести этот механизм в действие, необходимо укрупнить лоты предстоящего конкурса. Уже сегодня мы можем с уверенностью сказать, что маленьких лотов не будет, — говорит он.

Чтобы автоматически не выбыли из игры представители мелкого и среднего бизнеса, неспособные в одиночку изготовить крупную партию шпал, помочь готова администрация Красноярского края. Региональные власти предлагают создать консорциум, объединяющий все мелкие и средние лесоперерабатывающие предприятия.

— В регионе сегодня есть серьёзные операторы, имеющие свою сеть поставщиков и не нуждающиеся в нашей помощи, — говорит и.о. руководителя Агентства лесной отрасли Красноярского края Павел Безматерных. — Но мелким заготовителям, а их, по предварительным подсчётам, не менее 30, довольно сложно войти в этот бизнес. Например, производители из Дзержинского района при наличии оборотных средств могли бы поставлять около 250 тыс. шпал в год. Но взять деньги им пока неоткуда.

А между тем край заинтересован, чтобы такие производства успешно работали. Сама технология производства шпал доступна даже для мини-цехов. В то время как с каждого кубометра распиленного леса, по словам Павла Безматерных, в бюджеты разных уровней поступает около 100 руб. Суммы значительные, если учесть, что из одного кубометра леса получается четыре шпалы, а их нужно изготовить как минимум 5 млн. Если же лес вывозится за пределы края в круглом виде, то эти деньги бюджет теряет.

Идею объединения под эгидой краевых властей шпалопроизводители восприняли положительно. Как рассказал «Гудку» Павел Безматерных, в краевое Агентство лесной отрасли уже поступило несколько звонков от предпринимателей, готовых войти в консорциум. Один из них даже изъявил желание поставлять ОАО «РЖД» не только деревянную, но и железобетонную шпалу.

— Какая разница, кто выступит оператором. Главное, чтобы закупка и оплата продукции были стабильными, — говорит генеральный директор ООО «Малтат» Александр Нусс. Он же высказал пожелание, чтобы договоры с ОАО «РЖД» заключались как минимум на три года. У того же «Малтата» часть шпалозаготовительных производств сегодня законсервирована и приводить их в рабочее состояние на год-полтора не имеет никакого смысла.

И в этом железнодорожники полностью согласны с партнёрами. Как сообщил Сергей Вильшенко, в задачи «Торгового дома РЖД» входит заключение долгосрочных договоров.

Елена Пасечник, собственный корреспондент
Источник: «Гудок», г. Красноярск

Все СМИ о нас